![]() |
![]() |
![]() Такэси Китано |
- Интервью №1 -
- Интервью №2 -
- Интервью №3 -
KFCCinema перевод - Sheep |
- Я - поклонник Вашего творчества и для меня большая честь брать у вас интервью.
Хочу поблагодарить вас за то, что выбрали для этого время в вашем плотном расписании.
- Спасибо.
- Во-первых, расскажите немного о себе и о том, как вы начали заниматься кино.
- Я не мечтал с детства о том, чтобы стать актером или режиссером. Более того,
меня в молодости вообще кино не интересовало. Я всегда был - и сейчас остаюсь -
комиком, и до сих пор чувствую себя не в своей тарелке, когда меня называют
актером или режисссером.
Я из типичной рабочей семьи западного Токио, из района Сита-мати, где большинство взрослых были якудза или ремесленниками, включая моего отца, Кикудзиро, который был маляром, официально, но занимался не только этим. Моя мать, с другой стороны, до замужества работала горничной в богатых семьях, была очень строгой женщиной и была одержима тем, что ее дети должны получить высшее образование, которое она считала единственным средством выбраться из бедности, в которой мы тогда жили. Ребенком она не позволяла мне заниматься всякими забавными вещами, будь то комиксы или романы. И, естественно, о кино даже речь не шла. "Счастливого Рождества, мистер Лоуренс" был одним из первых фильмов, в которых я снялся. Это были ранние восьмидесятые, пару лет спустя после бума "Манзай" (дуэт комиков) в Японии, и я только начал заниматься телешоу сам по себе после того, как участвовал в дуэте Two Beats, и стал весьма популярен на японском телевидении. Когда мистер Осима предложил мне сыграть в его фильме, я знал, кто он такой и чем занимается. но не встречался с ним. Я был мало знаком с его работами, но знал о проявлениях его характера на съемочной площадке. Но мне было очень интересно, что из этого получится. Поэтому после предварительного разговора с мистером Осима, я позвонил Рюити Сакамото, которому, как я знал, была предложена роль, и мы договорились с ним сказать: "Мистер Осима, я согласен, если вы пообещаете никогда не кричать на меня на съемочной площадке. Если хоть раз крикните, я сразу ухожу, ок?" Мистер Осима согласился, и мы полетели на остров Раротонга на съемки. На площадке мы вдвоем были непрофессионалами, с трудом запоминали реплики и постоянно что-то не то делали во время съемок, а мистер Осима не мог на нас кричать из-за своего обещания. Поэтому он недовольство нами выражал другим актерам, представляете, он кричал на других из-за того, что делал я! К примеру, когда я запинался, произнося свою реплику, он поворачивался к моему собеседнику по сцене и начинал: "Да что с тобой такое? Это из-за тебя Такэси не может нормально произнести свои слова!" Спустя какое-то время мне стало жаль, что так получалось, я стал работать над своим поведением. Во время съемок мне, в основном, нравилось наблюдать как странно ведет себя режиссер на съемках и даже не мог себе представить, что сам таким же стану спустя некоторое время! Я стал режиссером случайно. "Жестокий полицейский", ставший моим режиссерским дебютом, должен был снимать Киндзи Фукасаку со мной в главной роли. Тем не менее, еще до начала съемок мы "не сошлись" расписаниями. Мистер Фукасаку хотел, чтобы я "задвинул" мои телешоу на время и сосредоточился на этом проекте на все время съемок. Поскольку я не мог это сделать, т.к. у меня 6 телешоу в неделю, то я сделал встречное предложение, чтобы мы снимали фильм в течение 10 дней, затем 10 дней съемки проходят без меня, а я в это время занимаюсь своими шоу. Он не согласился и вообще отказался от этого проекта. Тогда один из продюсеров предложил: "Почему бы тебе не стать режиссером этого фильма и самому сочетать его со своим расписанием?" Я согласился. Все просто. Я не испытывал сомнений несмотря на то, что у меня не было опыта кинорежиссера, но я много участвовал в режиссировании своих телекомедий. Я часто инструктировал режиссеров моих шоу по поводу углов съемки или последовательности съемок. Я думал, что легко смогу сделать это с одной камерой в фильме, т.к. уже проделывал это с пятью камерами на своих шоу!
- В ваших фильмах чувствуется оригинальность и артистичность, есть ли какое-то
послание, котрое вы вкладываете в свои картины?
- Я не стараюсь вкладывать какой-то особый смысл ни в один из своих фильмов.
Я уверен, что как только работа над фильмом закончена, он начинает принадлежать не
только создателю, но и всем зрителям. И они свободны воспринимать его как хотят.
И каждое мнение по поводу фильма по-своему правильное.
- Есть ли что-то, вдохновляющее вас снимать такие фильмы?
- Я не запираюсь в одиночестве на месяц, когда пишу. Иногда идеи приходят ко мне,
когда я иду выпить с друзьями или во время долгих перелетов в Европу или
Америку и обратно, тогда я просто делаю записи в блокноте. Задумка фильма
начинается с четырех планов или кадров, как комикс из 4 кадров. Вступление,
развитие сюжета, поворот сюжета и развязка. Это очень грубая идея из четырех
кадров сюжета, которые являются основой истории.
После четырех кадров я начинаю развивать историю, расширяя пространство
дополнительными кадрами или сюжетными линиями, пока все это не
превратится в полноценный сюжет. Многие детали появляются прямо во время съемок.
В хорошие дни я ясно вижу, что буду снимать на следующий день, эпизоды как будто
прокручиваются у меня в голове, в таких случаях съемка и монтаж - просто способ
выразить готовые идеи.
- Есть ли актеры или режиссеры, которыми вы восхищаетесь или восхищались в
молодости? Если да, то можете ли сказать, что они повлияли на вас как актера или
режиссера?
-Как я уже говорил, в детстве я очень мало смотрел кино. Я стал кинематографистом
до того, как стал смотреть фильмы других людей. По правде говоря, я не делал этого
до того как стал снимать свое кино и давать интервью по этому поводу, после этого
я стал чаще смотреть кино. С тех пор как я начал представлять свои фильмы на
международных кинофестивалях, меня просто засыпают вопросами о кинопредпочтениях и
киновлияниях. "На вас повлиял Годар?" или "Вы смотрели фильмы Мелвила?" или
"Что думаете по поводу работ Куросавы, Одзу?" Смущенный тем фактом, что не видел
ни одного фильма этих режиссеров, я стал смотреть снятое другими кино.
И тогда, и сейчас я сталкиваюсь с фильмами, которые мне нравятся, но не думаю, что
они сильно на меня влияют. Потому что режиссер, снявший фильм, который мне
понравился, снял также фильм, мне не понравившийся. Мне нравятся "Семь самураев"
и "Расемон" Куросавы, "Pierro Le Fout" Годара, "Я - клоун" Феллини. Но все они
снимали фильмы, разочаровшие меня. Кроме того, съемки доставляют мне
несравненно большее удовольствие, чем просмотр кино. Потому что если фильм
поганый, я восклицаю "Вот дерьмо, верните мне время, потраченное на это дерьмо!",
а если фильм хороший, я могу сказать "Вот дерьмо, у этого режиссера отличная
идея, он тут покруче меня сделал!" Так что каждый раз после просмотра я более
раздражен.
Я - самый большой фанат Такэси Китано и также самый придирчивый критик. В этом смысле, самое большое влияние на меня оказываю я сам. Фильм, который больше всего на меня повлияет, будет моим собственным фильмом, особенно из провалившихся.
- После аварии на мотоцикле вам не хотелось все бросить? А раз уж вы не бросили,
как вы преодолели в себе это чувство?
- Как только я восстановился после той травмы, доктора сказали мне,
что с такими повреждениями я мог умереть. Я подумал: "О, это что-то. Вы читали
о выживших в катастрофах, внезапно занявшихся после этого творчеством,
обратившихся к философии или религии? Я могу превратиться в гения!"
Но, к моему разочарованию, я совсем не изменился! Я по-прежнему занимаюсь
глупостями на своих шоу и снимаю фильмы, которые никто не хочет смотреть!
- Вы снялись в "Счастливого Рождества, мистер Лоуренс" Осимы и получили
международную известность. Это привело вас к роли в "Джонни-мнемонике" несколько
лет спустя. Есть ли у вас еще планы появиться в американском кино?
-Сейчас ничего определенного. У меня достаточно "американского" опыта, чтобы не
рваться попасть туда еще раз. Я имею в виду, что не против, если будет что-то
очень интересное, но стремления у меня к этому нет.
Моим первым актерским опытом в Голливуде был "Джонни-мнемоник" Роберта Лонго.
Я с интересом ожидал этой поездки, но, честно говоря, все получилось так,
как будто идешь в Диснейлэнд и возвращаешься оттуда так и не покатавшись на
аттракционах. У меня создалось впечатление, что процесс производства фильмов
в Голливуде похож на большую фабрику, в которой режиссер является и менеджером.
В Японии, наоборот, создание фильма, хотя бы моего фильма, это ручное
производство, в котором режиссер - мастер, через чьи руки проходит каждый элемент
фильма. А в Голливуде режиссер даже не всегда решает, какой будет
финальная версия фильма. Для меня монтаж - очень важная часть кинопроизводства,
и в то же время - самая приятная и мучительная. И я с трудом представляю, как
я могу отказаться от этой части.
Несколько лет спустя я снял "Брата", ставшего моим первым англоязычным фильмом и моим режиссерским дебютом в Голливуде. Но оглядываясь назад, то, что я сделал на самом деле, можно назвать "моим первым частично англоязычным фильмом и обычной японской продукцией, снятой в основном в Калифорнии, но это также можно было снять где угодно в Северной Америке". Для меня это было не сложнее, чем снимать в Японии, и не отличалось от моих обычных съемок, хотя мой продюсер и моя японская съемочная группа может не согласиться. Спасибо Джереми Томасу, со-продюсеру, что монтаж остался у меня в руках и я мог работать со своей обычной командой, с которой я работаю с самого начала - оператором, художником по свету, художником-постановщиком, звукооператором, спасибо художнику по татуировкам и Штатам.
- Кем бы вы еще хотели быть кроме актера и режиссера?
-Вы имеете в виду, кроме того, что вы назвали и еще писателя и комика?
Я достаточно успешен и на ТВ и в кино, и как писатель, но вот музыкальная карьера
пока не задалась, так что я доволен, занимаясь ТВ, кино и книгами. Я даже попадал
в японский Топ10.
- Расскажите что-нибудь о вашем новом фильме "Затоити", это вроде как
переизобретение столь любимого персонажа?
- Этот проект мне неожиданно предложила Тиэко Сайто. Она была хорошим другом
актера Синтаро Кацу, который играл Затоити в оригинальных фильмах и на ТВ (с 1962
до 1989). Несколько лет назад она спрашивала меня, не хотел бы я снять
продолжение Затоити. Это показалось мне интересным, т.к. продолжений я никогда
не снимал. Когда она сказала, что хотела бы видеть меня в главной роли, я
запаниковал. Ну никак я не мог заменить мистера Кацу! Я хотел вежливо отказаться, но
мадам Сайто не принимала в ответ "нет". Я все же сдался с одним условием:
я хочу снимать фильм так, как я хочу, кроме того, что главный персонаж остается
слепым массажистом Затоити, который кроме того умеет драться на мечах и заядлый
игрок. Все остальное я придумаю сам.
Мой сценарий не был основан ни на одном из фильмов про Затоити с Кацу в главной роли. Я также не видел смысла в подражании Затоити в его интерпретации. Я задумал сделать новую версию, настолько отличную от предыдущих и физически, и физиологически, насколько это возможно. Затоити мистера Кацу темноволосый, в однотонном кимоно с мечем в коричневой палке. Несмотря на то, что в то время это работало, я все же решил сделать другого Затоити в визуальном плане. Мой Затоити - довольно эксцентричный персонаж. Он - платиновый блондин с красной тростью, скрывающей меч. Мой Затоити эмоционально отличался от других персонажей. У Затоити мистера Кацу были почти теплые отношения с хорошими горожанами. А мой не особенно с ними общается. Он просто убивает плохих парней!
- Вы можете рассказать что-то о ваших будущих проектах или фильмах, в которых
будете сниматься?
-В данный момент ничего конкретного. В следующем году выйдут два
фильма с моим участием. Сам не буду ничего снимать около года. Мой
последний фильм, "Затоити", в коммерческом плане оказался моим самым успешным
фильмом в Японии. И мои чувства подсказывают мне, что мой следующий фильм
будет полной его противоположностью.
- Я заметил, что во всех ваших фильмах присутствует море. Мне оно кажется успокаивающим, а вы
вкладываете какой-то смысл в его появление в ваших картинах?
- Я использую сцены на пляже во всех моих фильмах потому, что мне
нравится напряжение, возникающее, если поместить человека перед океаном.
Люди считаются самыми развитыми существами, а все живые существа
вышли из моря. В древние времена были простейшие бактерии, которые
развились в рыб, затем вышли на землю и развились в людей.
Это мой философский и абстрактный ответ. Более практичная версия ответа: я каждый вечер на японском ТВ, получается просто невозможно проводить съемки на многолюдных улицах без того, чтобы кто-нибудь не просил автограф или сфотографироваться вместе. Если снимать кино на цепи небольших островов, чем Япония и является, то неизбежно попадаешь к океану.
-Если бы вы могли подобрать слово, лучше всего характеризующее вас, что бы это
было?
- "Непонимаемый". Это моя характеристика, как человека, занимающегося развлечениями.
- Можете объяснить, почему иногда вы Бит Такэси, а иногда - Такэси Китано?
- "Бит" пришло из тех времен, когда я входил в комический дуэт "Two Beats" в 70х и
ранних 80х. Я принял свое настоящее имя Такэси Китано намного позже, когда стал
снимать свои фильмы. До тех пор японская публика знала меня как Бит Такэси. Ко
времени моего второго фильма "Точка кипения" я заметил, что то кино, которое я
хочу снимать, сильно отличается от того, что публика ждет от Бита Такэси,
популярного национального комика. И публичный имидж Бита так широко рспространен
в Японии, что это будет работать против моих фильмов. Так что я решил
работать под своим настоящим именем, Такэси Китано.
- Вы смотрите свои собственные фильмы, и если да, то какая вам больше всего своя роль
нравится? И какую роль вы хотели бы сыграть в будущем?
- Я с трудом смотрю свои фильмы, кроме тех случаев, когда
очень надо. Это не слишком приятный опыт, потому что уже не можешь подсказать себе,
где ты ошибся.
- У вас есть какое-то хобби, чтобы избавиться от стресса, получаемого на работе?
- Я не очень много стресса испытываю на работе, т.к. не воспринимаю это как работу.
Идти в студию и записывать шоу, для меня это, как ребенку идти поиграть или
пожилому человеку сходить в больницу. А съемки кино для меня высочайшее
удовольствие. Кроме моих повседневных занятий я снова стал заниматься стэпом,
вперые за последние несколько лет. Я занимался им, когда был начинающим
комиком. Это было в стиле Джина Келли и Фреда Астера. Я перестал этим заниматься, но
потом встретил The Stripes, вместе с которыми я делал Затоити. Лидер The Stripes
учился танцевать стэп в Нью-Йорке у преподавателя, учившего также Грегори Хайнса.
Я был впечатлен их нью-йоркским стилем, он более ритмичный, чем тот старый стиль,
который я изучал в 70х.
- Еще раз хочу поблагодарить вас за то, что нашли время для этого интервью.
Удачи вам и вашим будущим проектам.
- Спасибо.
![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |