Интервью с азиатскими знаменитостями



Versus Versus
Рюхэй Китамура

автор - Tom Mes
перевод - Sheep


- Для начала, простой вопрос. Почему Вы решили заняться созданием фильмов?
- (смеется) Я вырос, смотря фильмы. Я не ходил в школу, когда был ребенком. Я просто с утра до вечера был в кино, снова и снова смотрел фильмы. Те картины сильно на меня повлияли. Когда мне было шестнадцать, и пришло время думать о том, чем заняться в будущем, я понял, что люблю смотреть кино, так почему мне не стать его создателем. Это было так просто. Год спустя я подумал и покинул школу. Прямо во время урока, кстати. Я встал и сказал моему учителю: "Я ухожу. Я стану кинорежиссером. До свидания." Неделю спустя я был в Австралии и искал киношколу.
На меня сильно повлияли фильмы Джорджа Миллера, например, "Безумный Макс", и Рассела Малкэхи, "Горец". Еще Питэр Уир. Они все австралийцы. Я также любил австралийскую рок-музыку, например, INXS. Так что выбор Австралии был естественным для меня. Я нашел школу визуальных искусств в Сиднее и просто зашел к директору и сказал: "Я из Японии и я хочу стать кинорежиссером, примите меня" (смеется). Он решил, что я - забавный парень, так что принял меня в школу, и я учился там два года.
- Значит, Вы - прирожденный режиссер. Вы никогда не пробовали другую работу?
- Нет.
- Те фильмы, которые Вы смотрели в юности, были столь поучительны?
- Да. Они научили меня многим вещам. Фильмы были моими учителями. Во время просмотра "Безумного Макса" или "Exterminator", знаете, Я чувствовал, что мстил бы, сделай кто со мной то же самое. Учишься тому, что правильно и неправильно. Я могу смотреть такие картины как "Безумный макс 2", или "Чужие", или фильмы Сэма Рэйми по семьдесят или восемьдесят раз. Сэм Рэйми действительно сильно на меня повлиял. Когда мне было пятнадцать или шестнадцать, ему было двадцать, и он с друзьями сделал свой шедевр "Зловещие мертвецы". Это было невероятно. Я никогда не видел фильмов настолько ручной работы. Я почувствовал, что, возможно, тоже могу такое сделать. Так что, Сэм Рэйми, Джеймс Кэмерон, Джон Карпентер были очень важны для меня.
Но были не только экшны и хорроры, я смотрел всякие фильмы. В детстве моим любимым фильмом был "A Little Romance" с Дайан Лэйн в главной роли. Она была такой милой, фильм был чудесный. "Поднять "Титаник" - превосходное кино. "Фанданго" - мой любимый, я так жду выпуска его на DVD. Если я сейчас соберусь составить десятку моих любимых фильмов, "Фанданго" будет на первом месте. Но на меня также влияли книги и комиксы. Все, что на меня влияло, сейчас у меня внутри, и я просто выливаю это наружу, будучи режиссером.
- Значит, Ваше сознание сейчас такое же, как в юности? Вы кто-то вроде большого ребенка?
- Да, я тот же. Во время съемок я иду смотреть кино. Заканчиваю снимать в 9, так что могу успеть на последний сеанс в кинотеатр (смеется). Когда бываю на фестивалях, то стараюсь посмотреть как можно больше.
- Ваши первые картины были очень независимы. Вас не удовлетворяет структура японской киноиндустрии?
- Пока я не сделал "Versus", то был очень расстроен японскими фильмами, так как больше не производились развлекательные картины. Это всегда были истории о любви, семейные истории, или что-либо о поиске себя. Я не против них, это нормально, но ничего другого не было. Может, было несколько раздражающих, жестоких фильмов, но, в основном, ничего такого. Настоящих развлекательных фильмов не существовало, пока я не сделал "Versus". Особенно, экшн-картин. Продюсеры говорили мне, что не заработают денег на экшне, они считали что в этом жанре Голливуд или Гонконг лучше Японии. Я не согласился и решил делать фильмы независимо. Я использовал мои собственные деньги и рискнул сделать "Versus". То, что продюсеры не поддерживают меня, не означает, что я не могу снимать кино. Я сделаю все возможное для создания своих фильмов. В этом разница между мной и другими режиссерами.
- Вы никогда не рассматривали фильмы для видео как вариант? Много экшн-картин было сделано для видео.
- Нет. Я предпочитаю смотреть свои фильмы на большом экране.
- Название Вашей продюсерской компании - "Napalm Films", это очень точно выражает Вашу философию и Ваше отношение к кино.
- (смеется) Да. В киноиндустрии очень много глупых людей, так что это мое им предупреждение: прочь с моей дороги, иначе сожгу (смеется). Это работает!
- Изменилось ли Ваше мнение по поводу японской киноиндустрии в связи с тем, что Вы стали ее частью?
- Да, в каком-то смысле. После создания "Versus" я нашел некоторых хороших продюсеров, например, Мата Ямамото, с которым я работал над "Azumi". Он видел "Versus" три года назад, еще до его выхода. Он видел это на фестивале фантастических фильмов в Юбари и решил, что я тот, кто будет режиссировать "Azumi". Это был один из самых больших проектов в Японии в то время. Не думаю, что другие люди были рады тому, что такой молодой парень, новичок, был выбран руководить проектом, но Мата боролся за меня, сильно боролся и отстоял меня несмотря ни на что. Так что есть продюсеры, готовые рискнуть и верящие в то, что делают. Времена меняются. Я все еще режиссер-новичок в Японии, но они позволили мне делать "Годзиллу" (смеется).
- Можете рассказать немного о происхождении "Versus"? Этот фильм был последователем Вашего первого фильма "Down To Hell", правильно?
- "Down To Hell", вообще-то, мой второй любительский фильм. Первый назывался "Exit" и это была выпускная короткометражка, снятая в Австралии. "Exit" - мой первый фильм, и я сделал его в девятнадцать лет. Но я решил снимать фильмы еще в семнадцать, так что я долго ленился. Я ничего не снимал два года, и в школу ходить было трудно. Я просто смотрел кино, ходил на концерты и болтался с друзьями. Конечно, мне нужно было снять фильм, если я хотел закончить школу. В итоге у меня осталось два дня на съемки и день на монтаж, и бюджет в 100$, которые были у меня в кармане. Так я сделал свой первый фильм (смеется). Я никому не покажу фильм, но это то же, что и "Versus", в лесах, с зомби, с драками, боями на мечах.
Студентам и преподавателям это понравилось, фильм даже получил награду, которая меня вдохновила. Я почувствовал, что, возможно, и правда могу стать режиссером. Но затем пять лет после этого я снова не снимал кино. Я пел в группе, но все еще ленился снимать. Многие режиссеры-любители все время снимают кино, но не я. Так что мне понадобились пять лет после возвращения в Японию, чтобы сделать фильм, и это был "Down To Hell". На этот раз у меня были 3000$, которые я получил на подработках, одна видеокамера и шесть человек, составляющих съемочную группу и актеров. Это был супернизкобюджетный видеофильм, но он был хорошо принят, так что я начал стучаться к некоторым продюсерам. Они полностью игнорировали меня. Теперь они зовут меня, и я говорю им: "Вообще-то, я встречался с вами пять лет назад", но они настаивают, что раньше не видели меня. Продюсеры всегда такие.
Мне, к тому же, посчастливилось быть знакомым с актером Ацуро Ватабэ. Мы стали близкими друзьями и решили вместе делать независимый фильм. Это был мой дебют на большом экране, "Heat After Dark". Я был молод и не знал, как работать с профессиональной командой, так что каждый день на площадке бился головой. Тяжело было делать тот фильм. Из-за моих молодости и неопытности команда не слушала меня. Я решил, что это глупо. Если не веришь в меня, не работай со мной. Меня так злил японский способ мыслить и делать кино, так что эта злость подтолкнула меня к тому, чтобы сделать "Versus". Я был сыт по горло профессиональным способом создания фильмов, но я не из тех, кто легко сдается, так что решил показать им, на что способен.
Я сделал "Down To Hell" за 3000$ со своей собственной командой, и это было очень весело. Я чувствовал, что должен вернуться и сделать "Versus" по-своему. "Down To Hell" содержит то же, что "Versus": действие происходит в лесах, так как у нас не было денег на павильоны или аренду декораций; все сделано вручную, так как у нас не было денег на взрывы или CGI; там дерутся руками и ногами, падают и катаются. Изначально "Versus" планировался сиквелом "Down To Hell", должен был быть "Down To Hell 2". Мы начали производство с 10 000$. Я не собирался тратить столько денег, так что хотел снимать так же, на видео и с маленьким бюджетом. На стадии подготовки к съемкам сценарий разросся и стал по-настоящему крутым, и я познакомился с несколькими действительно интересными молодыми актерами. Я чувствовал, что не могу сделать всего лишь сиквел. Я должен использовать шанс, должен поставить больше и выиграть. Создание фильма - игра, авантюра, и я чувствовал, что глупо будет играть по правилам. Я должен рискнуть всем, если хочу чего-то добиться, и тогда я решил снимать фильм и сделать его для большого экрана.
Многие японские продюсеры и режиссеры любят работать с наименьшим риском. Они снимают низкобюджетные фильмы для видео. Можно заработать немного денег, но широкого проката не будет. Слишком многие люди думают именно так. Я должен был сделать что-то другое, что-то, о чем другие режиссеры даже не думали. Никакой другой режиссер не рискнет жизнью ради создания фильма, я же поступил именно так. Я обратился ко всем: к семье, друзьям, бывшим подругам, продюсерам. Мы обратились ко всем, чтобы собрать денег. Каждый день мы снимали в горах и как только мы заканчивали, то обращались снова, так как у нас не было денег на следующий день (смеется).
Было трудно, но мы были счастливы делать это. Я был уверен в том, что если сделаю фильм по-своему - я был сценаристом, продюсером, контролировал все - меня позовут в Голливуд (млин, нафиг ему Голливуд сдался! - прим. пер.). Даже если меня игнорируют все в японской киноиндустрии, я был на 100% уверен, что меня позовут в Голливуд. После опыта создания "Heat After Dark" я был удивлен, что вся команда и актеры "Versus`а" верили в меня. Они не думали, что я просто болтун, что я блефовал. Они верили в меня. Мы делали "Versus" два года и у нас не было денег. Мы не могли заниматься ничем другим, так что большая загадка, как мы могли выжить в эти два года тяжелой работы совсем без денег (смеется). Но это все-таки игра, и, думаю, что мы выиграли.
- Почему Вы решили соединить так много жанров в "Versus"? Я имею в виду, перестрелки, боевые искусства, здесь собраны и самурайские фильмы, и хоррор, и комедия.
- Это был мой первый художественный фильм и, возможно, последний. Я рискнул всем, есть вероятность, что я не смогу сделать это снова. Так почему бы не сделать все так, как я хочу, и не использовать все, что на меня повлияло? Я просто поместил все, что люблю, в фильм. Люди слишком легко навешивают ярлыки. Они говорят, что это хоррор, так что нельзя добавлять комедию или экшн. Они слишком хотят ограничить фильм одним жанром. Я не так прост, на меня оказали влияние многие вещи. Мне не нравятся люди, указывающие, какой фильм я должен делать.
На создание "Versus" меня вдохновили фильмы 80х, фильмы Сэма Рэйми, Джона Карпентера, Джорджа Миллера. Все, что мне нравится: зомби, перестрелки, кун фу, бои на мечах. Я хотел также использовать машины, потому что очень люблю "Безумного Макса", но у меня не хватило денег для этого (смеется). Так что, кроме гонок, в фильме есть все.
- Похоже, Вы оставляете гонки для будущих фильмов.
- Да (смеется).
- Одна из сильных сторон "Versus" в том, что это подлинно вручную сделанный фильм. Вы, вообще, собирались делать его именно таким?
- Да. Многие люди говорили, что мне не переплюнуть голливудские фильмы, т.к. у них полно денег, и они могут сделать все, что хотят, используя CGI. Но, по-моему, CGI выглядит совсем ненатурально. У них нет той силы, которая присуща фильмам 80х. Фильмы Сэма Рэйми сильны, "Безумный Макс" силен, "Терминатор" силен. Сегодняшние фильмы не впечатляют меня так, как фильмы 80х, и я верю, что все дело в их "рукотворности". Фильмы делали не компьютеры, а люди. Можно почувствовать силу, страсть и энергию тех людей. Я действительно верю в это.
Мои актеры и команда как семья. Это не похоже на то, как будто мы встречаемся впервые в первый день съемок. Мы не считаем создание фильма работой. Это стиль жизни, стиль мышления. "Versus" - моя плоть и кровь (ха, вот откуда там кровавый реквизит ^__^ прим. пер.). До самого конца съемок у фильма не было названия "Versus". Мы все еще называли его "Return To Hell: Down To Hell 2". Конечно же, это уже не был "Down To Hell 2", но я все не мог придумать подходящее название. Тогда мой лучший друг - он уезжал со мной в Австралию, когда мне было семнадцать и сейчас он режиссер второго состава "Годзиллы", снимает заграничные сцены - он, кстати, снимал "Making of Versus", и я сказал ему, что не могу найти подходящее название. Он сказал мне: "Всю свою жизнь ты боролся, и в этом фильме - весь ты, так что ты должен назвать его "Versus". Он единственный подсказал идеальное название.
Несмотря на то, что сейчас я снимаю высокобюджетный фильм, я стараюсь придерживаться той же философии. Потому что верю, что аудитория может почувствовать энергию, которую мы вкладываем в картину. Моя аудитория скажет мне, когда я изменю себе и начну снимать только ради денег (смеется). Я не хочу стать таким.
- Как Вы можете объяснить огромный успех "Versus" у иностранной аудитории?
- Дело в том, что они давно не видели подобных японских фильмов. Он также отличается от гонконгских и голливудских фильмов. Я, вообще-то, удивлен тем, что и в Японии фильм прошел хорошо. Когда я снимал его, меня не волновало, что подумают о нем японские зрители. Я просто сосредоточился на международной аудитории, т.к. был разочарован японским кино. Я был уверен, что иностранцам фильм понравится, ведь я большой поклонник фантастических фильмов, так что я знал, что они хотят увидеть. Я такой же как фанаты "Versus" и я делал такой фильм, какой сам хотел посмотреть.
Особым "Versus" делает бусидо, путь самурая. Можно увидеть это, когда смотришь "Последнего самурая", но сами японцы забыли об этом (неужели ему эта муть понравилась?! прим. пер.). Том Круз показал японцам, что такое путь самурая (смеется). Самурайское отношение к жизни и смерти меня завораживает. Я думаю, что мы классно жили во времена самураев, но современные японцы полностью это забыли (ага, забыли, а сам только и думает о том, чтоб его в Голливуд пригласили... прим. пер.). Поэтому я хочу добавить немного такого вкуса в мои фильмы. Это делает "Versus" особенным, отличает его, например, от подобных гонконгским фильмов. Есть много великолепных гонконгских, голливудских или китайских боевиков, но различие - в пути самурая. Например, финальная битва в "Versus", когда два парня сражаются и закрывают глаза. Они знают, что эта атака будет последней. Они знают, что умрут. Может, плохой парень знает, что проиграет, но он принимает этот факт. Это очень по-японски, и я стараюсь внести это во все мои фильмы.
- Я слышал, что Вы познакомились с исполнителем главной роли Таком Сакагути, когда он дрался на улице.
- Да, это правда. Он - уличный боец. Однажды он дрался с медведем и победил. Конечно, иначе он уже был бы мертв (смеется). Он настоящий боец. Он такой же, как в "Versus", сумасшедший, но я люблю его. Сейчас он - постановщик боев в "Годзилле", это должно добавить свежей крови этому сериалу.
Я встретил его, когда он дрался с кем-то, и попросил его позвонить. Я сказал ему, что он должен драться в кино, а не на улице. Я просил его прийти на вечеринку, на которую сам направлялся, что-то вроде вечеринки независимого кино. И когда он там появился, я уже сам дрался (смеется). С тупым немцем из фильма друга. Я бил его головой об стол, когда вошел Так (смеется). Так что, когда мы встретились впервые, дрался он, а при второй встрече дрался я. Хидэо Сакаки, играющий плохого парня в "Versus", тоже был на вечеринке, но он разговаривал с какой-то симпатичной девушкой, пытаясь заполучить номер ее телефона. Ему не было дела до драки. Так мы втроем познакомились.
Персонаж Така в "Versus" - заключенный, смесь наших с Таком характеров. Он знает, что меня злит, и я знаю, что злит его. Например, знаю, что он ненавидит тех, кто плохо обращается с женщинами.
- Можете рассказать о недавно вышедшей новой версии "Versus"?
- Три дня спустя после завершения "Sky High" я вернулся в горы. Я по-новой собрал команду и актеров, и мы вернулись в те же горы, с тем же скудным содержанием. Я позаботился об оборудовании, оно было тем же, с каким мы делали фильм. Мы снимали пять дней, больше сцен с зомби и больше драк для последних сцен. Еще мы добавили немного забавной компьютерной графики в начале фильма и немного изменили музыку. Перемиксовали звук в формат 6.1.
- Перейдем к "Aragami". Я слышал, что этот фильм возник после того, как Вы познакомились с режиссером Юкихико Цуцуми на кинофестивале и предложили друг другу сделать фильм.
- Я был на фестивале CineAsia в Кельне, Германия, три года назад. Ночью в баре отеля я встретил Юкихико Цуцуми, известного режиссера. Я тогда не был известен, но он видел "Heat After Dark". Меня удивило, что такой человек, как господин Цуцуми, видел этот фильм. Он сказал, что ему понравилось, и пригласил меня выпить в бар. Конечно, я согласился, я был так рад, что господин Цуцуми знал меня. Итак, мы выпивали в баре и разговаривали. Я сказал ему, что мне нравится его "Chinese Dinner", действие которого происходит только в одном месте, в китайском ресторане, там только два парня и официантка, и все. Фильм длится 80 минут, он отлично срежиссирован и у него отличный сценарий. И Цуцуми сказал мне, что сделал "Chinese Dinner", потому что посмотрел "Heat After Dark". Начальная сцена происходит в ресторане, и он сказал, что она вдохновила его на создание "Chinese Dinner".
Цуцуми снял много ТV-сериалов, музыкальных клипов и рекламных роликов, но ему нравится снимать кино. И он сказал: "Раз тебе понравился "Chinese Dinner", почему бы нам не снять еще один? Мы одновременно сделаем "Chinese Dinner 2" или 3, ты обдумаешь одну ситуацию, я - другую, и мы сделаем их вместе". Если бы это не был Юкихико Цуцуми, я мог бы и не согласиться, но я очень его уважал и сказал "да". Мы с ним оба аутсайдеры, мы оба пришли с другой стороны киноиндустрии, так что идея о двух аутсайдерах, делающих нечто другое, показалась мне забавной.
Но это было в полночь в баре отеля, поэтому утром возвращаешься на землю. Нормальные люди забыли бы о такой договоренности, они бы не стали отвечать за свои слова. Продюсеры обычно говорят "Давайте сделаем это", но позже забывают об этом. Цуцуми не забыл. Три месяца спустя он позвонил мне и сказал "Мы на самом деле должны сделать это, тебе все еще интересно?". Я уважаю людей, отвечающих за свои слова, поэтому, естественно, я опять согласился.
Это был второй наш разговор, и в третий раз он говорил, что мы должны начать съемки фильма на следующей неделе. Он сказал, что я должен предложить свою идею фильма в течение недели. Он был готов делать свою картину "2LDK", историю о двух красивых девушках, убивших друг друга. Но я не знал, что делать, и он предложил сделать что-то вроде "Матрицы", но с двумя стариками. Дедуля делает "Матрицу"! (смеется). Я сказал, что нечестно, если он делает историю про двух красавиц, а я должен использовать старика. Я сказал, что, в крайнем случае, мне нужны два крутых парня, дерущихся друг с другом. Я, кстати, готовился к "Azumi" и думал, что неплохо будет попрактиковаться и сделать сцены боев на мечах. Так что я сделал сюжет о двух самураях в старом, загадочном храме.
- Что насчет финансирования проекта? Весело сказать "Давай вместе сделаем фильм!", ведь на это нужны деньги. Могу себе представить, что одновременное финансирование двух фильмов - это очень трудно.
- У меня хорошие отношения с Синъя Каваи, для которого я делал короткометражку "The Messenger". Он прекрасный продюсер. Он не слишком долго размышляет, он решает очень быстро. Я представил идею сделать два фильма с господином Цуцуми, и он сказал: "Звучит хорошо, давай сделаем это". Так что в Японии еще есть хорошие продюсеры. Конечно, помогло то, что я стал немного более изестен благодаря "Versus", "Alive" и был выбран для "Azumi", к тому же Цуцуми уже знаменит, так что у нас не было проблем с поиском денег.
Для "Aragami" у меня была неделя на сценарий и месяц на подготовку. Потом я снимал семь дней, это совсем не много. И бюджет был очень мал. В то же время я готовил "Azumi", и продюсеров "Azumi" бесило то,что я снимал малобюджетку в середине подготовки самого большого кинопроекта в Японии. Мата Ямамото был очень зол, но мне было плевать (смеется). Мне нравится злить продюсеров. Если продюсер спокоен, значит фильм будет плохим. Когда я снимаю кино, продюсер злится, но когда я заканчиваю, он счастлив. Это единственный способ делать хорошее кино.
- Можете рассказать о подборе Такао Осава и Масая Като для "Aragami"?
- Оставался месяц до съемок, было трудно найти нужных людей. Мне повезло, что Осава, играющий самурая, случайно увидел записку, которую я послал господину Каваи. Господин Каваи оставил ее на столе или что-то вроде того. К тому времени еще не было сценария, но Такао Осава увидел трехстраничную записку, ему понравилась идея и он захотел это сделать. Он великий актер, и я очень его уважаю, но я никогда и не подумал бы, что он захочет делать этот фильм. Так что все внезапно ускорилось, как только он вошел в проект, и я писал сценарий специально для Осава, т.к. был очень счастлив его участию в фильме.
Масая Като, к счастью, был другом господина каваи. Като - большой поклонник фантастических фильмов, он видел "Versus", и он ему понравился. Когда господин Каваи спросил его, не желает ли он поработать с режиссером "Versus", Като немедленно согласился.
- В "Aragami", так же как и в "Azumi", и в "Versus", очень много от самурайских фильмов. Думаете, надо возродить этот жанр?
-Да, ведь никто этого не делает.Некоторые режиссеры пытаются, но у них плохо получается. Знаете, "Versus" - фильм о боях, о любых боях. Но я был удивлен, когда, во время поездок с фильмом по Европе и Америке, аудитория и пресса говорили мне, что "Versus" - лучший самурайский фильм, который они видели за долгое время. Они говорили, что не видели подобных японских картин со времен сериала "Baby Cart" или первого "Затоити". Я был очень удивлен и подумал, раз людям так нравятся самураи, то я должен сделать настоящий самурайский фильм. Потом подошла очередь "Azumi", и это была прекрасная возможность сделать большой самурайский фильм с боями на мечах.
Я все еще думаю, что нужно возродить жанр кино о самураях, т.к. мы в нем сильны, но не занимаемся этим. Голливуд сделает это с большими деньгами и Томом Крузом. Мне понравился "Последний самурай", но это мы должны были сделать такой фильм. Голливуд всегда делает это первым.
- Фильмами "Azumi" и "Sky High" вы продвигаете фильмы с женщинами в главной роли. Почему такие изменения? Это совпадения, или Вы что-то хотите попробовать?
- Это просто совпадение. Всегда веселее работать с девушками, чем с потными парнями (смеется). Когда я делал "Versus", вокруг было больше парней (смеется). Когда делал "Sky High", то решил выбрать для работы только красивых девушек. На съемках было весело. Но, вообще-то, мне без разницы - девушка или парень. Все зависит от истории, которую хочешь рассказать.
- И теперь Вы убьете Годзиллу.
- Да (смеется). Сначала я думал переехать в Штаты и сделать что-нибудь другое. "Azumi" был самым большим фильмом 2003, и я превзошел самого себя. Думал, что всё, в Японии больше делать нечего, пора уезжать. И тогда "Toho" спросила, не интересует ли меня "Gozilla: Final Wars", кто от такого откажется? Никто не откажется от Годзиллы, только избранным предлагают снимать это. Это будет нечто особенное, т.к. 50-я годовщина и это будет последний фильм про Годзиллу. Последний и самый большой, так что я не мог устоять. Это задержало меня в Японии еще на год. После Годзиллы всё, я уезжаю. Думаю, я еще буду снимать фильмы в Японии, но сейчас мне нужно уехать ради чего-то нового. Это что-то - съемки кино в Америке.




designed by Sheep
Используются технологии uCoz