Интервью с азиатскими знаменитостями



Мамору Осии

- Интервью №1 - - Интервью №2 -

Мамору Осии о Хаяо Миядзаки

by Rika Ishii
17 мая 1995


перевод - Sheep


"Anchor", совместный проект, который так и не был реализован
Впервые я встретил Мия-сана (Миядзаки ^__^) в 1983, на интервью для Animage. Я как раз закончил работу над своим первым фильмом, и он [для меня] был богом. Первая работа Мия-сана, которую я видел, был Conan The Future Boy. Его как раз показывали, когда я стал работать режиссером в Tatsunoko Production, я был просто поражен. Я чувствовал, что рано или поздно мы встретимся, но не ожидал, что так скоро, так что я нервничал.
Мое первое впечатление - очень добродушный человек. Но когда разговор несколько "раскалился", он стал по-настоящему безжалостным, и я выслушал немало резкостей (смеется).
Он невероятно энергичен. Думаю, нас делает похожими его агрессивность и разговорчивость. То же с Такахата-сан, знаете, как будто побеждает тот, кто больше говорит. Мы никогда не занимаемся пустой болтовней. Постоянно пытаемся убедить друг друга (смеется). Это так утомительно. Думаю, мой рейтинг для победы - 50 %. Мы последнее время очень заняты, поэтому не можем встречаться больше, чем раз в год, но если встречаемся, заканчиваем всегда именно так.
Т.к. Такахата-сан работает там же, где Мия-сан, я часто встречаю его, и мы иногда разговариваем. Даже был проект, который мы собирались делать втроем. Думаю, это было после Angel's Egg (1985), это был проект студии Ghibli под названием "Anchor". Полагаю, Мия-сан собирался быть продюсером, я - режиссером, и Такахата-сан тоже собирался быть продюсером. Мы собрались втроем и разрабатывали сценарий, но однажды мы серьезно разошлись во мнениях, и я ушел.
На первый взгляд, Такахата-сан тоже любит спорить и убеждать других, но внутри он совсем другой. Внутри Мия-сан есть нечто приятное, и в итоге, он приходит к тому, что "что хорошо - то хорошо, даже если это нелогично". Что касается Такахата-сан, он - последовательный. Он подчиняется логике. Я слышал, что Ясуо Оцука-сан сказал однажды, что Такахата-сан логично ходит, а я логично езжу на велике (смеется).
Возможно мне следует лучше ладить с Такахата-сан, но, судя по фильмам, мне больше нравится, что делает Мия-сан. Чувствую, что Такахата-сан несколько холодноват. Его как будто вообще обделили чувствами.
Он никогда прямо не говорит, чего хочет, в отличие от Мия-сан. Он выглядит сердечным парнем, но стоит чему-то случиться, он совершенно меняется. Как будто перед вами совсем другой человек. Когда он не принимает кого-то, он не принимает этого человека полностью, включая его личность. Я считаю его сталинистом (смеется). Мия-сан немного похож на троцкиста, но для меня они оба - люди "Anpo 1960х" (здесь речь идет о договоре о безопасности Японии и Штатов в 1960, об движении против продления этого договора (Anpo), и поколения 1960х и 1970х сильно отличались в культурном смысле...э-э-э, надеюсь все всё поняли?) со склонностью к запугиванию. Особенно это что-то, когда они запугивают младших членов группы. Это сильно отличается от их повседневных улыбчивых натур. Когда они начинают проект, они совсем другие.
Студия Ghibli - (похожа на) Кремль
Если коротко, выражаясь языком 1960х, если итог справедлив, намерения не имеют значения. Думаю, что для них создание фильма сродни продлению движения объединения. Разработка стратегии, организация людей и избавление от предателей - одно и то же. Агитация и запугивание - характеристики любого популярного движения. В основном это организовано полностью для реализации идей верхушки.
Думаю, что студия Ghibli - это Кремль (смеется). Самый главный давно помер, но он все еще сидит посреди Higashi Koganei. Но ощущается, что есть смысл его существования. Такие сталеподобные атлеты не могли быть созданы нигде, кроме коммунистических стран, такой тип людей не может появиться там, где есть принципы рыночной экономики.
Должно быть есть тип аниматора, которого можно воспитать только на студии Ghibli, где уровень организации очень высок. Так что это можно оценивать в том смысле, что это идеально с точки зрения культуры, но если спросите меня, так ли это правильно, скажу, что так не думаю. Считаю, что им необходимо немедленно разойтись (смеется). Думаю, что будет более значительно, если те, кто "вырос" в этой студии, уйдут из нее.
Так или иначе, есть вещи, на которые способна только студия Ghibli, и если они исчезнут, исчезнет традиция. Но это общая ценность, а для каждого в отдельности ценнее будет разойтись немедленно. То же самое с вопросом, лучше ли стало после распада Советского Союза, я считаю, что для плодотворной работы анархия все же лучше, чем свобода под государственной властью.
Мия-сан будто председатель, а Такахата-сан - глава партии или президент Русской Республики. Продюсер Судзуки определенно глава КГБ. Но продукция и организация, ее производящая - абсолютно разные.
Что другие аниматоры думают о студии Ghibli? Насколько мне известно, в основном уважают. Это наполовину любовь, наполовину - ненависть. Основным ответом будет: это огромное место, но я не хочу туда. потому что они слишком тебя контролируют. К примеру, приходить в 10 утра и уходить в 10 вечера, работать год или два. У меня никто не приходит раньше вечера и никто не знает, кто что делает. И проект готов за 8 или 10 месяцев, потому что наскучивает мне. Это более распространенный способ создания анимации.
Меня самого приглашали несколько раз, но самая серьезная причина, по которой я не работаю в Ghibli, это слишком сильный контроль (смеется). И там поблизости негде нормально поесть. Я не терплю дешевой еды. А этим двоим безразлично, что есть. Один пример показывает все, они навязывают свою идеологию, или свою конституцию, всем. Они говорят, что лучше всего приходить в студию пораньше утром и уходить домой поздно ночью, и это не потому, что они так считают, а просто по-другому они не умеют.
В общем, это похоже на армию или политическую партию, для кого-то такой порядок хорош, но для других это невыносимый фашизм. Как бы то ни было, определенно только такими горами контроля могли быть созданы такие картины.
Режиссер фильма всегда внутренне разрывается между тем, что хочет, тем, что может и тем, насколько он может требовать самопожертвования от других. Потому что не может обойтись без помощи других. У каждого своя стратегия, но, думаю, все эти различия идеологические.
Эти двое - не моралисты. Недостаток этики вообще присущ людям из 1960х. Они определенно думают, что если что-то законно, они могут делать все, что угодно. Это в них я больше всего ненавижу, и именно поэтому они мне не совсем нравятся.
Для меня лучше, если намерения и результат совпадают, хотя это почти невозможно. Чтобы справиться с реальностью они используют угрозы и опровержения. Я использую хитрость [в отношении сотрудников] или, выражаясь мягче, стараюсь найти общие интересы. Я стараюсь принимать определенные вещи, даже против своей воли, или рассчитываю на то, что отыграюсь позже.
Некоторые журналы про мангу и анимэ расхваливают студию Ghibli как самую лучшую анимационную студию в Японии, или в мире, и даже называют ее совестью японской анимационной индустрии, но это все ерунда (смеется). Все, кто был там хоть раз, скажут вам об этом. Ну, я не собираюсь ругать тут вовсю Ghibli, но если вы так им поклоняетесь, это делает жалкими тех, кто там работает. Они действительно несчастны, надеюсь, их перестанут превозносить. Кто-то должен и критиковать их в чем-то. Все же чтобы делать это, нужно быть сильным и решительным.
Отдельно от Такахата-сан, у Мия-сан в чем-то темное прошлое. Это также показывает, каковы Такахата-сан и Мия-сан. Не стоит считать его богом. Даже несмотря на такую ношу. Думаю, что это одна из причин, по которой он боролся и боролся и продолжает бороться сегодня.
Что они расскажут теперь, в наше время?
Они вероятно сейчас в замешательстве, больше, чем когда-либо. Думаю, они не знают, что делать. Полагаю, это сейчас со всеми. И Мия-сан, и Такахата-сан такие люди, что не могут делать фильм, если не уверены, что он нужен миру и им самим. Учитывая сегодняшнюю ситуацию, думаю, им труднее всего.
Они считают, что отвечают за всех в студии и за аудиторию. Это для них очень важно, но это недостаток всех людей их поколения. Не думаю, что должен быть ответственным. "Быть ответственным" само по себе сродни фашизму, если я отвечаю за все, это должно касаться только меня.
Больше, чем кто-либо, он знает, что его следующий фильм Mononoke Hime не захватит [как история] в принципе. Как вообще он может делать историю "их победил злой шериф, и деревенский народ зажил счастливо" в наше время? Мир переполнен историями о том, что все становится плохо, если власть в руках плохого шерифа, как он может заставить детей поверить в такое?
До сих пор они были верны одному: не делать фильм, если у них нет ответа на вопрос, что хотят сказать. Если они снимают фильм зная, что это ложь, последствия будут ужасны. Начиная с разрушения того, во что они верили.
Критика работ Такахата и Миядзаки
В итоге, у нас совсем мало друзей в анимэ-индустрии. Это мир силачей, здесь весьма чувствительны к критике чужих работ, так что Мия-сан, Такахата-сан или я, те, кто громко ругают, не нравятся никому. Я полагаю, что многие любят поговорить за глаза. Я думаю, раз уж это честная игра, нужно говорить то, что думаешь. Например, Patlabor 2 (1993), Мия-сан доставил мне немало неприятностей, сказав, что это нечестно, это обман. Я также всегда обсуждаю его фильмы. О фильмах Ghibli: Nausicaa - это The Spaceship Yamato в стиле Мия-сан. Он все приукрасил, но это наполнено эмоциями атаки камикадзэ. В этом смысле это мощная картина, снятая вне идеологии, наполненная героической энергией.
Laputa - из всех их фильмов люблю больше всех. у него хорошая структура. В этом фильме что он хочет сделать, создавая фильм, и его эмоции хорошо сбалансированы. В Nausicaa такого баланса не было. Как бы то ни было, я похолодел во время сцены, в которой люди падали с неба и Muska кричит "Люди - просто мусор!". Это очень жестоко, что "все люди должны умереть".
Totoro - Несмотря на то, что основной недостаток - отсутствие другого выбора, кроме как переместить тролля из Северной Европы, чтобы описать его идеальную, прекрасную японскую деревенскую окраину, это далось ему с явным усилием. Я могу понять, почему это нравится детям, он играет с аудиторией изо всех сил. Но т.к. я тоже аниматор, я решил не поддаваться этому.
Kiki's Delivery Service - когда время потребовало создания такого фильма, Тосио Судзуки велел сделать его Мия-сан (против воли Мия-сан), основываясь на его (Судзуки) собственном инстинкте великого продюсера. Как работа Мия-сан, думаю, он слишком заигрывает с аудиторией и проваливается. Подозреваю, после этого он впал в депрессию. Он взял двухгодовой отпуск после этого, как вы знаете.
Porco Rosso - коротко, это персональный роман (роман, в котором писатель пишет о себе, но это не автобиграфия, он более сосредоточен на своих переживаниях). Он слишком все раздувает, изображает все слишком кричаще, изображает из себя пирата, но это все самооправдание. Думаю, что лучше бы в конце он снял маску свиньи и под ней было лицо Миядзаки, и он бы сказал: "Простите". Считаю, что фильм был бы хороший, если бы героем была свинья, которая могла бы говорить только "хрю-хрю", но он был очень силен в воздушных схватках.
Я многое могу сказать о Такахата-сан (смеется), но Grave of the Fireflies очень привлекла мое внимание. Это аморальный мир, т.к. это история инцеста. И изображение смерти стоит прямо за ним. В этом смысле это эротический фильм, он заставил меня похолодеть.
Его другие работы не для меня. Он очень внимателен к деталям, но это все игра. По правде говоря, как на режиссера, на меня повлиял не Conan, а Anne of Green Gables. Я был поражен тем, как широк может быть размах режиссера. Потому что там не было сюжета. Она просто моет посуду, или наблюдает, как уезжает повозка. И это длинно. Но это было очень сильно. В том смысле, что мои глаза были открыты.
Несмотря на мое недовольство, думаю, что будет скучно, если эти двое прекратят снимать. Думаю, я буду ощущать странную пустоту.
Я везде много говорю про Мия-сан и студию Ghibli, и хотя люди кивают, когда слушают меня, но стоит им увидеть их фильм, они (меняют свое мнение) "я все же люблю их".
В свете убедительности их фильмов, это правда, что в них есть сила и правда, что в них есть то, чего нет у меня. Можно сказать, что у них свой инстинкт привлекать основную публику. Думаю, что у них необычная энергия делать то, что они хотят, чтобы выжить в обществе потребления с их конституцией 1960х. В любом случае, их еще очень рано отправлять в музей.
В определенном смысле, они уже были в музее. Но они с блеском вернулись, продвигая объединенный фронт. Каждый мог сделать фильм, потому что так сделал другой. Как они были настроены друг на друга, это что-то. Эти двое совсем не в хороших отношениях. Если думаете, что они в хороших отношениях, очень ошибаетесь. Они как кошка с собакой, в каждом из них есть что-то, что другой не может терпеть. Несмотря на это, они поднимают объединенный фронт без колебаний, т.к. они из людей фронтового поколения. В этот мир мне не попасть.
В общем, я не встречал таких интересных людей с тех пор, как начал работать. Мия-сан - один из моих друзей, которым я могу по-настоящему доверять, но не до конца с ним согласен, да и не должен.
Могу сказать, что стал успешным, научившись у них агрессивности, и я получил много уроков о том, чего делать не надо. А также тому, как надо разговаривать с клиентом. Я узнал много о том, как себя вести и кому что говорить, если хочу сделать фильм таким, каким задумал. Благодаря этому моя жизнь стала немного проще, я был очень ободрен.
Я от них ничего не хочу. Для них это ничего не значит, но для себя лично хочу увидеть, как они уходят, а также как они будут отвечать за то, что сделали. Я почти не жду от них ничего нового, или какого-то развития. Это правда, что они показали нам великие вещи однажды. Чего еще желать [от них]?
Что касается Мия-сан, его волосы совсем побелели, и его желудок столь слаб, что он не может есть даже katsudon (жареная свинина с рисом, несколько жирновато). С тех пор как у него стали с трудом двигаться руки, я слышал, что он надевает на руки Elekiban (магнитные наклейки, улучшающие кровообращение. Японцы используют их для облегчения мышечной боли). Даже так, он работает, потому что любит свою работу.
Уверен, что будет драка, если скажу, что свою миссию он исполнил. Говоря по своему опыту, думаю, что его верхушками были Conan The Future Boy или Lupin III, the Castle of Cagliostro. После того, как он перешел в Ghibli, начался упадок. Это были 10 лет, когда сущность работ уменьшалась, а качество повышалось. Но я считаю его счастливчиком, т.к. он сделал все, что хотел.
Он всегда говорит, что хотел бы вернуться в горы. Но все же он возвращается в студию и делает много шума, это что-то вроде кармы создателя. Когда он шумит в студии, то чувствует, что существует (смеется). Полагаю, что он будет работать до тех пор, пока сможет двигаться.
На самом деле, я не ожидаю, что он уйдет по-тихому. Он не сможет вести образ жизни пенсионера, жить в коттедже в горах, рисовать иллюстрации к книгам о деревьях и насекомых, и ждать приезда детей. Если он станет таким, я буду опечален.




designed by Sheep
Используются технологии uCoz