Ким Ки-Дук - Интервью №1 - - Интервью №2 - February 2002 by Volker Hummel перевод - Sheep |
- Господин Ким, однажды Вы сказали, что исходная точка для всех
ваших фильмов - ненависть. Какая же ее разновидность движет вашим
новым фильмом "Плохой парень" (разумеется, новым фильм был на время интервью - прим. пер.)?
- Я использовал понятие "ненависть" в широком смысле и не думаю, что стоит вырывать его из контекста.
Ненависть, о которой я говорил, не была какой-то конкретной, направленной против чего-то или кого-то.
Напротив, это такое чувство, которое возникает у меня в течение жизни, когда я встречаю непонятные
для меня вещи. Именно поэтому я снимаю кино: вижу нечто непонятное и тогда снимаю фильм с намерением
разобраться в этом. Так что, вероятно, правильнее будет говорить о непонимании, а не о ненависти.
- Тогда что Вы хотели понять с помощью "Плохого парня"?
- Я пытался разрешить вопрос, почему мы, рождаясь одинаковыми, с одними и теми же правами и качествами, при
взрослении начинаем разделяться на разные категории. Почему мы судим, опираясь на внешность. Почему такое
большое значение имеет, хорошо мы выглядим или уродливо, есть у нас деньги или нет? Опираясь на такие
стандарты, навязываемые нам после рождения и взросления, мы начинаем делиться на категории и социальные
классы, которые не стыкуются друг с другом. Я хотел спросить, неужели этим классам невозможно ужиться вместе
и объединиться их мирам.
- Вы нашли ответ?
- Мой ответ таков, что человеческие существа должны уважать друг друга, независимо от положения,
внешности или денег. Это мой ответ, но при производстве фильма я намеревался поставить этот вопрос
перед аудиторией. Уверен, у каждого найдется свой ответ.
- Как часто бывает в ваших картинах, главный герой "Плохого парня", сутенер Хан-Ги (сыгранный
Cho Jae-Hyun) - молчаливая фигура, неспособная к общению или самовыражению. Похоже, его
единственный язык - насилие. Какова причина его молчаливости?
- Причина присутствия в моих фильмах молчаливых людей в том, что их что-то глубоко ранило.
Их вера в других людей была разрушена несдержанными обещаниями. Им говорили "Я люблю тебя",
но говорящие это, совсем не имели это в виду. Из-за разочарования они потеряли веру и доверие и
перестали говорить вообще. Насилие, к которому они обратились, я предпочел бы называть чем-то
вроде языка тела. Мне хотелось бы думать об этом, как о физическом выражении, а не просто о
жестокости. Шрамы и ранения, покрывающие моих перосонажей - это знаки испытаний, через
которые прошли молодые люди в то время, пока они не могли противостоять внешним травмам.
Они не могли защититься от физических оскорблений, например, своих родителей, или словесных
оскорблений, или когда видели драки своих родителей. Или когда идешь по улице, и кто-то ударяет тебя.
Когда такое происходит, ты беспомощен и ничего не можешь с этим поделать. Шрамами такой опыт напоминает
этим людям о себе. У меня самого был такой опыт. К примеру, в прошлом, некоторые ребята младше, но физически
сильнее, били меня. Я не мог защитить себя. Еще, в морской пехоте, некоторые солдаты выше рангом били меня
безо всякой причины. Проходя через все это я спрашивал себя, почему такое происходит? Этот вопрос
оставался со мной до тех пор, пока я не стал режиссером, и теперь я выражаю свои мысли и чувства по этому
поводу.
- Вы описали бы свои фильмы как автобиографические?
- В случае с "Плохим парнем" для начала скажу, что парни вроде Хан-Ги мне не нравятся, но был случай,
когда я повстречался с типом, работавшим в квартале красных фонарей. Он ударил меня ни за что, и
какое-то время я ненавидел его. В той ситуации я его вообще не мог понять, но очень хотел попробовать и вот,
что из этого вышло. Этим фильмом я попробовал проникнуть в душу этого персонажа и понять,что заставляет
его делать такие вещи.
- Что скажете по поводу слухов о голливудском ремейке "Плохого парня" с вами в качестве режиссера?
- Я хотел бы сделать голливудскую версию "Плохого парня" с американскими актерами, например, Брэдом Питтом.
Но это мое личное пожелание, никто из Голливуда еще не связывался со мной.(О, Ками-сама! Есть ли хоть одно
интервью с японскими-корейскими-китайскими филммэйкерами, в котором не упоминается Голливуд как предел
японско-корейско-китайских филммэйкерских мечтаний???
Вспомните голливудские кошмары Джона Ву, Чоу Юнь-Фата... - прим. пер.)
- Не думаете, что ваша весьма своеобразная и жестокая эстетика столкнется с Голливудской системой?
- Со стороны это выглядит так, будто есть канон, которому соответствуют голливудские фильмы
(A то нет?! - прим. пер.), но, на самом деле, думаю, это не так.
Они выражают то, что хотят выразить, но не прямо, не в лоб. Поэтому это выглядит, как будто они в рамках,
но это не так. Поэтому я хочу работать там, использовать их методы, чтобы разрушить их. Еще, если возможно,
я хотел бы также снять французскую версию "Плохого парня", используя французские методы. Но, вообще-то, я
сильно удивлен, где вы могли слышать о голливудским ремейке. По правде говоря, я лишь шутил об этом с
людьми из группы продаж.
- Я читал об этом в заметке о пусанском кинофестивале 2001 года.
- Полагаю, информация поступила от моих дистрибьюторов. Западное отделение интересовалось, будь такая
возможность, согласился бы я. И я ответил: "Да".
- Единственный голливудский фильм, который могу вспомнить на похожу тему, т. е. о людях,
использующих собственное тело для самовыражения, это "Бойцовский клуб" Дэвида Финчера (1999). Видите
какое-то сходство?
- К сожалению я не смотрел "Бойцовский клуб". Из того, что я слышал о нем, могу сказать, что он ближе
моему фильму "Реальный вымысел", картине, снятой за 3 часа и 20 минут. Она о человеке, убивающем
всех ненавистных ему людей, но в итоге оказалось, что все убийства ему лишь снились. Немного похоже
на "Американского психопата" Мэри Хэррон (2000).
- На сайте www.kimkiduk.com
вы описываете ваш фильм как
"полуабстрактный". Что это значит?
- Моя концепция создания полуабстрактных фильмов состоит в том, чтобы творить более чем настоящую
реальность. К видимому нами миру я пытаюсь добавить наши мысли и чувства.
- Прежде, чем обратиться к кино, Вы работали художником. "Остров" (2000) больше похож на набор
сюрреалистических картинок, нежели на повествование. В "Плохом парне" картины Эгона Шиле играют определенную
роль.
- Я два года был художником на пляжах Монпелье во Франции. У меня не было ни одной официальной выставки
или чего-то в этом роде. Я просто рисовал для себя и выставлял картины на улицах. У меня также были
уличные выставки в Мюнхене, Германия, куда я отправился познакомиться с работами Эгона Шиле. Причина,
по которой я выбрал его картины (репродукции в книгах) для "Плохого парня", в том, что на первый взгляд
они выглядят вульгарными и непристойными. Но, стоит только приглядеться, понимаешь, что они очень честные.
Они изображают людей, полных желания. Вообще мне больше нравится Густав Климт, но, чем больше я рассматривал
работы Шиле, тем больше они меня трогали.
- Шиле часто рисовал шлюх и "падших" женщин, похожих на женских персонажей "Острова", "Адрес
неизвестен" (2001) и "Плохого парня". Чем зачаровывают вас женщины, вынужденные, так или иначе,
торговать своим телом?
- Думаю, женщина находится на уровень выше, чем мужчина. У них есть нечто, всегда необходимое
мужчинам, и за это мужчины готовы платить. Возможно, многие не согласятся со мной, но по моему мнению,
отношения между мужчиной и женщиной сами по себе - проституция, даже если не платятся деньги.
Неприятности в отношениях мужчины и женщины являются движущей силой этого мира. Это вселенский конфликт,
но бывают также некоторые культурные различия. В случае с Европой, думаю, это уже успокоилось,
были лишь небольшие проблемы между полами. Если посмотрите европейские фильмы, они менее изменчивые,
они более уравновешены. Азиатские фильмы гораздо более непостоянные и жестокие, потому что конфликт
между мужчинами и женщинами все еще очень силен.
- Возмущались ли феминистки "Плохим парнем" так же, как вашими предыдущими фильмами?
- Да, конечно. 90% женщин-критиков написали негативные обзоры этого фильма. Но если посмотрите на
аудиторию картины, то увидите, что 80% всех посмотревших ее - женщины. Если смотреть
на всех специалистов и критиков, то они очень плохо восприняли фильм, в то время как основная аудитория хорошо
к ней отнеслась. Она его поняла. Если воспринимать мой фильм как созданное кик ки-дуком
изображение неудачливой женщины, то это весьма опасно. Но если воспринимать это как описание проблемы,
существующей в обществе, то невозможно действительно ненавидеть "Плохого парня".
- В Корее "Плохой парень" - ваш самый успешный фильм. Считаете ли вы коммерческий успех
художественной неудачей?
- Фильм успешен благодаря главному актеру, Cho Jae-Hyun. Он внезапно стал знаменитым благодаря участию
в телесериале, популярном в Корее. Так что это не моя вина.
|