Хаяо Миядзаки "Деньги не купят вам способность творить" 1991 - Интервью №1 - - Интервью №2 - - Интервью №3 - перевод - Sheep |
Мы живем в такое время, когда дешевле купить права на фильм, чем создать его.
Чем разбираться с проблемами при производстве фильма, гораздо целесообразнее выглядит
возможность купить его за границей. Вообще-то, у кинопродюсеров в Японии
создалось впечатление, что они могут купить все, что захотят, так же просто,
как конфеты в автомате. Люди часто приходят ко мне и запросто говорят:
"Сделай для нас фильм так, как сам хочешь. Заплатим сколько скажешь." Думаю, что
в Японии сейчас неподходящее для творчества время. Сегодня у японцев в головах почти ничего нет. Они даже отвергают свою собственную сущность и духовность. Но значит ли это, что их современное чувство индивидуализма достаточно сильно, чтобы сделать их способными вести самостоятельную, независимую жизнь, как это делают американцы или европейцы? Думаю, нет. Японцы цепляются друг за друга, принимая грусть друг друга. Непохоже, что они способны встретиться лицом к лицу с возникающими проблемами. При таких обстоятельствах не стоит нам ожидать создания высокохудожественных работ. Я никого не обвиняю в том, что сложилась такая ситуация. Более того, считаю, что с такой проблемой мне надо разбираться самому...так что я продолжаю бороться, убежденный, что даже при такой ситуации стоит создавать фильмы. Дети почти инстинктивно чувствуют сущность времени, в котором мы живем. Можем ли мы на самом деле ожидать создания фильма, убеждающего детей продолжать надеяться? Я думаю о многом, но я не снимаю фильмы, рассматривающие какие-то отдельные проблемы, например, защиту окружающей среды. Близкие отношения между природой и человечеством, включая духовную связь, это то, что мы должны осознавать касающимся всех людей, живущих в настоящее время, независимо от того, снимаем ли мы об этом фильмы. В своих фильмах для детей прежде всего я хочу выразить такие темы: "Мир глубок, разнообразен и прекрасен" и "Вам, дети, посчастливилось быть рожденными в этом мире... Несмотря на то, что он наполнен множеством кажущихся нерешающимися проблем, например, демографический взрыв или изменения в окрущающей среде, осложняющих возможность сохранять надежду, но несмотря ни на что жить стоит". Проще сказать, чем сделать. Взрослые больше, чем дети, видели разбившиеся надежды. Поэтому создание фильмов для меня подразумевает также борьбу с собой. Но, к сожалению, у других аниматоров иной подход к делу. Они настаивают "Это модное направление... Это определенно будет хитом..." Я не могу связываться со столь бесчеловечной задачей как создание анимации в таких целях. Производство приличной анимационной картины занимает от года до полутора лет, и у нас совсем не остается времени на личную жизнь в это время. Конечно, мы могли бы снимать чтот-то еще во время отпуска, но это непременно отразилось бы на качестве. Произведения искусства создаются теми, кто готов дойти до предела. Ни в чем другом мы не заинтересованы. Причина в том, что несмотря на то, что японские анимационные сериалы закупают для показа по всему миру (закупили бы нам парочку, что ли...- прим.пер.), это не дает нам права гордиться. Это просто потому, что ни в одной другой стране не хотят снимать анимационные сериалы столь же "брутальные" и "провокационные", как японские. Если мы создадим анимэ-сериал, который очень понравится японским детям, и этот же сериал заметят и примут другие страны, тогда можно будет сказать, что мы достигли универсального уровня (Миядзаки-сан, сдается мне, вы его уже достигли, Cowboy Bebop нравится почти всем! Я, например, Рождество с ним сегодня встречала, смотрела с 23.00 до 3.00...отличная вещь! Для любого времени суток. А что касается всех дзиблевских работ - это вообще классика, похлеще диснеевской - прим.пер.). Мы были очень рады узнать о том, что корейским аниматорам очень понравился "Мой сосед Тоторо". Они сказали, что в Южной Корее тоже есть такие волшебные персонажи, как Тоторо. Они даже спросили, не срисовал ли я Тоторо с одного из их корейских персонажей. Есть еще две вещи, которые следует держать в голове, когда делаешь фильм. Во-первых, в случае экшн-фильмов, мы отвечаем за судьбу - даже за рождение и смерть - главных персонажей. И если мы принимаем решения с намерением понравиться аудитории, то перестаем быть богами. Это может означать катастрофу для создателя фильма. Во-вторых, раз уж в реальном мире так много вещей, с которыми многие не хотели бы столкнуться, то они хотят увидеть своих героев в фильме, живущими комфортно и беззаботно. Сегодня нечто, придуманное кем-то одним, не может быть выполнено только одним человеком. Кто-то может поинтересоваться, почему бы людям не собраться и не решить проблему вместе. Но мы знаем, что в наше время совместное решение проблем часто менее эффективно, чем индивидуальное. В таких условиях намерение создать мир, где усилия и физическая мощь человека достаточны для решения проблем, точно будет принято. В конце концов, именно так мы думаем, когда создаем нечто развлекательное. В реальном мире проще найти обескураживающие, чем ободряющие вещи. Мы хотим найти хорошее. Мы делаем только то, что подходит нам. Я правда не знаю, почему мои работы находят такой отклик. Но, с другой стороны, нет гарантии, что так меня будут принимать и дальше. Много раз я ожидал от молодых аниматоров обещаний продолжать работу и даже пытался поощрять их, но бесполезно. Я намерен продолжать создавать фильмы. Понятия не имею, как долго смогу продолжать, или что предложит новое поколение. |